Картофельная культура получила настолько широкое распространение в мире, что вряд ли есть человек, в чей рацион не входил бы этот продукт. На этот корнеплод всегда существовал, и будет существовать спрос. Данный факт подводит к выводу, что осуществлять выращивание и выйти на рынок картофеля как продавцу — бизнес экономически выгодный и обоснованный.
Для того чтобы все учесть и составить грамотный бизнес план по выращиванию картофеля, стоит учесть факторы, влияющие на получение большого и качественного урожая, а также на последующую его реализацию. К таким факторам относят:
- Подготовка качественного семенного материала
- Приготовление почвы и посадка корнеплода
- Уход за созревающим корнеплодом
- Подготовка картофеля к продаже
- Реализация продукта
Важно учесть, что любой бизнес-план имеет юридический аспект. В зависимости от объемов сбора, может возникнуть вопрос о необходимости регистрации частного предпринимателя. Если территория, на которой происходит выращивание картофеля небольшая, то она может числиться как личное подсобное хозяйство. В таком случае, бизнес имеет малый объем, и регистрировать ЧП нет необходимости. Но при больших территориях владельцу бизнеса нужно будет оформить регистрацию и платить единый сельскохозяйственный налог. Однако выращивание и себестоимость картофеля позволяют получать прибыль при всех текущих расходах.
Как подготовить качественный семенной материал
Осенью, после сбора картошки, стоит перебрать картофелины и выбрать из него качественные образцы приблизительно одного размера. Важно, чтобы они были здоровые, без признаков заболевания и гнили. Следующий этап — «озеленение» корнеплодов. Для этого их помещают под рассеянный солнечный свет на два десятка дней, пока картофелины не приобретут зеленый налет. Данный процесс благотворно влияет на картошку, защищая ее от порчи.
Заблаговременно имеет смысл подготовить место, где будет храниться картофель до времени посадки. Важно исключить попадание солнечного света в данное помещение. Влажность в нем должна колебаться в пределах 80-90 процентов, а температура воздуха не должна превышать 1-3 0С. Когда до посадки картошки остается месяц, ее необходимо поместить в теплое и светлое помещение. Делается это для того, чтобы картофелины пустили ростки.
Подготовка почвы и посадка клубней
В зависимости от географической широты, на которой расположена территория, посадить картофель можно в апреле или в мае. Зависит это от времени, когда температура земли приобретет необходимые показатели. Если ее температура составляет 8 0С на глубине 10 сантиметров, то это подходящие показатели для начала посадки.
Еще с осени землю удобряют и перекапывают. Зиму земля наполняется питательными веществами, а весной наступает время вторичной перекопки. Для больших территорий используются минитрактора с соответствующим навесным оборудованием.
Когда происходит посадка картофеля, то нужно следить, чтобы глубина борозды была примерно одинаковая (в среднем 10 сантиметров), а расстояние между рядами составляло 30 сантиметров. В последующем, это даст возможность машине для уборки картофеля без помех передвигаться между рядами, не повреждая плоды, и максимально эффективно осуществлять их сбор на одной глубине, не теряя клубни. Также нужно учесть расстояние между посадочными картофелинами. Оно должно равняться 20 см. Это позволит корневой системе и ботве беспрепятственно разрастаться.
Уход за созревающей картофельной культурой
По истечению полумесяца после посадки, нужно провести прополку, удалить сорняки и окучить землю. Образованные, после окучивания, гребни являются местом развития корнеплода. Обработка почвы делает ее мягкой и открывает доступ к клубням кислороду. Это положительно сказывается на созревании урожая.
Момент появления ботвы — это благоприятное время для колорадских жуков. Для того чтобы эти насекомые не нанесли вред картофельной культуре, нужно вовремя обработать созревающие растения средством для защиты от вредителей. Иначе выращивание культуры может не иметь смысла.
Для того чтобы картофель получал все необходимые вещества для развития из почвы, ее удобряют различными минеральными и органическими удобрениями. Это происходит осенью, после сбора картошки, и весной — перед посадкой. Чтобы процесс удобрения был еще более эффективным, осуществляют также прикормку картофеля. Это происходит уже в процессе роста картошки.
При созревании картофельная культура должна получать необходимое количество влаги. Если установилась засушливая погода, желательно поливать ее ежедневно. А при нормальной влажности, но с отсутствием дождей, можно осуществлять полив пару раз в неделю. Также важно не только осуществить правильное выращивание картошки, но и вовремя собрать ее, а также обеспечить правильные условия хранения, чтобы избежать потерь из-за порчи клубней.
Предпродажная подготовка картофеля
После выращивания и сбора урожая, требуется подготовить его к продаже. Перебранные плоды следует разделить на поврежденные и целые. Те картофелины, которые не имеют повреждений подойдут для продажи. Их нужно омыть и очистить от грязи, а также рассортировать по размерам.
Удивительно, но всего лишь помыв клубни, высушив и упаковав их, можно увеличить стоимость продажи в два раза, по сравнению с невымытым картофелем в обычных мешках. Данная процедура не требует огромных финансовых расходов, однако существенно увеличивает прибыль. Это очень выгодный план действий, особенно учитывая невысокую себестоимость картофеля по сравнению с потенциалом доходов.
Для того чтобы помыть картошку и упаковать ее, стоит подготовить емкость для мытья и обеспечить туда бесперебойный поток воды. Также стоит подготовить помещение для сушки, куда будет складываться вымытый картофель. А такие элементы, как пакеты для упаковки и степлер, чтобы их запечатывать, не составят больших финансовых затрат.
Перебранный картофель, без повреждений, вымывается от грязи, а затем сушится в специально отведенном помещении. После сушки клубни расфасовываются по пакетам, вес которых должен быть примерно одинаковым. Упаковка запечатывается и фасованный картофель готов к продаже.
Реализация урожая
Существует несколько способов реализации, и какой выбрать, зависит как от объема собранной культуры, так и от степени занятости фермера. Самый оптимальный метод реализации— вывести товар на рынок картофеля для продажи через посредников. Пусть это не самый лучший план с экономической стороны, но он универсальный. При достаточно высокой стоимости продукта, есть возможность экономить личное время. Если же хочется продать по наиболее высокой цене и есть свободное время, можно реализовывать товар на рынке самому.
Как и любой бизнес, выращивание картофеля должно иметь свой план сбыта. Поэтому уже в стадии планирования необходимо позаботиться о том, каким образом и куда сбывать собранный урожай.
Если выращивание картофеля принесло обильные плоды и их необходимо срочно сбыть, можно внести в план мероприятий налаживание контактов с оптовиками. Они с радостью заберут урожай, но по наиболее низкой цене. Тем же, кто хочет самостоятельно реализовывать свой товар, но нет желания стоять на рынке, нужно наладить сотрудничество с продовольственными магазинами и поставлять фасованный картофель.
Какие необходимо осуществить затраты для создания бизнеса
В условиях постоянной инфляции трудно оценивать в денежном эквиваленте цену создания бизнеса. Та сумма, которая сегодня представляет ценность, завтра может быть обесценена. Поэтому ниже представлен план мероприятий, которые необходимо осуществить, а оценивать их стоит уже на актуальный день.
План мероприятий для создания бизнеса:
- Для больших территорий необходим минитрактор с навесным оборудованием для вспахивания, окучивания и прицеп для транспортировки урожая
- Затраты на оплату труда наемным рабочим (по необходимости)
- Расходы на удобрения
- Затраты на семенной материал (при его отсутствии)
- Расходы на транспортировку картофеля к покупателю
- Уплата налога
Если реализация товара происходит в больших объемах, стоит заранее подготовить план по продаже. Необходимо заранее найти покупателей, договориться о сбыте и составить договора. Желательно, чтобы это было в письменной форме, а не в устной. Это может сохранить продавца от неприятных сюрпризов со стороны покупателя, если тот внезапно передумает осуществлять покупку.